Образование изменяется, как и общество. Эволюционирует под воздействием окружающей действительности, технологически совершенствуется. А теперь и «интернетизируется».

Если традиционная технология ставит цель - обучение за приемлемые ресурсы и затраты на обучаемого и обучающего (время, средства, технологии), то Интернет-обучение ставит целью обучать быстро, эффективно, рационально, предметно.

интернет-обучение

Традиционные образовательные технологии, как правило, строятся на основе хорошо структурированных и формализованных процедур: Показать, Измерить, Посмотреть, Послушать, Проверить, Взять и т.д. Новые технологии, в силу решаемых сложных задач, должны учитывать плохо формализуемые и структурируемые интеллектуальные процедуры: Извлечь Знание, Идентифицировать, Классифицировать, Принять Решение и т.д. Зачастую - при недостатке информации.

Как же на это может повлиять Интернет-обучение?

Недостатки традиционного обучения

В школах – зачастую авторитаризм, натаскивание, зубрежка и т.п. Недостатками классической парадигмы обучения (обеспечения цикла «знания-умения-навыки») являются:

  • отрыв обучения от реальной жизни;
  • ориентация на усвоение квантов знаний;
  • единственно распространенная форма занятий – классно-урочная (в школе) и лекционно-аудиторная (в вузе);
  • отсутствие эффективных средств организации индивидуальной работы;
  • содержание образования отождествляется с обучением, а обучение – с усвоением;
  • объяснительно-иллюстративный, репрезентативный метод обучения.

Не работают или слабо работают творческий, проектный, компетентностный подход, самообучение, междисциплинарная дидактика.

традиционное обучение

В школе и, частично, в вузе, укоренилось положение: преподаватель – основной источник и регулятор знаний учащихся, которые пассивно усваивают эти знания. Учащиеся – не пассивные «поглотители» информацию, они должны создать собственное представление предмета.

Требуется коррекция такой модели обучения на основе новых важных концепциях: основа обучения – творческое сотрудничество, учащийся – активный участник процесса обучения.

Причины изменений в обучении

Современное образование кванты знаний (в том числе и в Интернет) уже не устраивают. Необходимо их эффективное целенаправленное и профессиональное использование всю жизнь человека («обучение через всю жизнь»). Ценность специалиста ведь определяется и знаниями, и умением развивать их (особенно, корпоративные знания и умения). Нужен не просто специалист, а отличный, творческий специалист. Учебная информация и ее структура претерпели сильные изменения: увеличилось число и типы источников (книги, Интернет), вырос ее объем, направление их потоков с вертикального (под руководством преподавателя) поменялось на горизонтальное (в сотрудничестве с такими же обучаемыми).

Особенности интернет-обучения

Каковы особенности Интернет-обучения? Интернет-обучение или как неправильно его отождествляют, дистанционное обучение – не альтернатива традиционному образованию: различные цели, разная аудитория и различные методы, технологии.

Интернет-обучение

Интернет-обучение рассчитано на подготовку занятых людей, получающих часто второе а, возможно, и третье образование, на тех, кто по «уважительным» причинам нуждается в дополнительной подготовке, например, к ЕГЭ. Интернет-обучение и дистанционное обучение предполагают мотивацию, навыки самостоятельной работы учащегося. Кроме того, такое обучение часто осуществляется по специальным, например, авторским программам и курсам, в том числе, видеокурсам и вебинарам.

Для следующих категорий любдей наиболее актуально такое обучение:

  • школьные и вузовские преподаватели, методисты (повышение квалификации);
  • администраторы и менеджеры (освоение новых технологий администрирования, управления, делопроизводства);
  • лица, которые не имеют возможности получить образование классическим способом (например, инвалиды);
  • работающие, но желающие поменять свою специальность (получить с помощью такого обучения более высокооплачиваемую новую работу);
  • школьники и студенты;
  • «прочий люд».

Наиболее эффективными в дистанционном обучении (интернет-обучении) являются технологии педагогического сотрудничества и компетентностного подхода. Эти технологии должны использовать эффективную гипермедиа-обратную связь.

Чему и как обучаться?

Интернет-обучение (дистанционное обучение) осуществляется по школьной, вузовской или специальной, в том числе, уникальной, авторской программе.

Нравятся курсы дизайна? – Пожалуйста! А разработка эффективной рекламы? – Есть такой курс! Хотите изучить английский язык? – Масса курсов. Научиться оптимизации и продвижению сайтов? – Отыщется и такой курс.

Что бы вы не выбрали, необходимо поступать мудро: прежде, чем записаться и стать слушателем курсов, следует тщательно ознакомиться на сайте системы дистанционного обучения (интернет-обучения) с планом, материалами, преподавателями-тьюторами (их резюме), отзывами выпускников и учащихся. Необходимо посмотреть какой документ в конце обучения выдается (государственного образца диплом, как сами понимаете, скорее всего, вы не получите, чаще всего – сертификат, удостоверение). Но не отчаивайтесь, работодателей чаще интересуют профессиональные знания, умения и навык, а не «бумажка». Далее – зарегистрироваться на выбранный вами курс, и начать обучение. Под руководством прикрепленного тьютора (дистанционное обучение) или «под самоуправлением» (интернет-обучение).

Интернет-обучение

Виртуальные курсы требуют только регистрации, «средненького» компьютера и выхода в Интернет. Тьютор (наставник), ведущий такой курс, часто разрабатывает авторский (и часто оригинальный и интересный) учебный план, курс. Он же проводит занятия, организуя и управляя учебным процессом, отвечая на вопросы и проверяя задания.

Обычно набирается небольшая группа, что позволяет индивидуализировать адаптивное обучение каждого. Хотя и полагают, что интернет-обучение изолирует обучаемых, на самом деле есть возможность плодотворного интенсивного общения во время занятий и выполнения заданий (чат, форум, группа, вебинар).

Модель обучения может быть выстроена как с использованием Интернет, так и полностью «на Интернет»: Интернет-технологии либо «встраиваются» в обычный учебный процесс, либо обучение осуществляется полностью в Интернет.

Когда, какие и для чего проходить курсы интернет-обучения?

Подбираем курсы дистанционного обучения (интернет-обучения) согласно целям и уровню стартовых знаний. Для начинающих – особенно важно уметь пользоваться компьютером, работать в Интернет. Впрочем, есть и такие, подготовительные курсы. Они, как правило, реализованы индуктивным методом, «от простого - к сложному». Например, это курсы по Windows и офисным программам, веб-приложениям, где научат работать с текстами, таблицами, графиками, искать нужную информацию в WWW, работать с электронной почтой, файлами.

Курсы для продвинутых – специализированные или углубленные: детали ОС, приложений, технологий, например, веб-дизайн, веб-программирование и др.

Такие курсы позволят вам уверенно пользоваться различным инструментарием, что, несомненно, скажется на продвижении по работе. Возможно, вы получите вторую специальность, а она, возможно, будет приносить вам удовлетворение – моральное и материальное.

Какими основными технологиями осуществляется Интернет-обучение?

Интернет-обучение осуществляется в основном когнитивными (добычи знаний), инструментальными (обработки знаний, развития умений), коммуникативными (общения в процессе добычи, обработки и хранения знаний – с человеком или компьютерной системой) технологиями. Например, компьютерное моделирование опирается на все эти виды.

Базовых технологий много, но можно выделить основные из них:

  • базы данных с системами управления;
  • базы знаний и экспертные системы;
  • телекоммуникационный доступ;
  • АРМ;
  • машинная графика и когнитивная визуализация;
  • гипертекстовая и гипермедиа-технология;
  • Grid-системы;
  • облачные технологии;
  • нейротехнологии (нейросети);
  • офисные технологии;
  • виртуальная реальность и др.

Например, на основе баз данных, СУБД, «клиент-серверных» технологий появились централизованные хранилища данных (ЦОД), интеллектуальный анализ (Data Mining).

Какими программами осуществляется интернет-обучение?

Каковы категории программ, используемых в Интернет-обучении? - Категории таких программ для обучения:

  • тренировочные (для закрепления учебного материала);
  • обучающие (для изучения новых материалов);
  • поиска информации (для поиска и структуризации знаний);
  • моделирующие (для моделирования виртуальных и реальных систем);
  • микромиры (для реализовать задач в определенной среде);
  • познавательные (для соединения старого и нового знания);
  • инструментальные, креативные (для перехода на новый продуктивный уровень в процессе обучения);
  • коммуникативные (для поиска и актуализации новой информации).

Интернет-тестирование

Педагогическое тестирование знаний, умений и навыков и, в частности, Интернет-тестирование (точнее, веб-тестирование) сейчас стало актуальным и востребованным. Интернет-тестирование имеет много положительных сторон:

  • улучшает качество закрепления материала;
  • улучшает структурированность материала;
  • усиливает обратную связь;
  • визуализирует;
  • обеспечивает преемственность и гибкий переход на новый уровень (более высокий или низкий, если это необходимо) при обучении;
  • принятие решений по обученности;
  • коммуникативность;
  • мотивацию;
  • контроль и анализ результатов обучения и т.п.

Интернет-тестирование имеет и свои недостатки, например, невозможно объективно контролировать ход тестирования, провести апелляцию, защитить от сбоев при работе с компьютером, защитить от списывания и угадывания и др. Много нареканий у тестирования, особенно на ЕГЭ, в СМИ, как правило, от лиц, не имеющих понятия о существовании такой науки как «тестология».

Интернет-тестирование (веб-тестирование) используется часто и для самообучения (самотестирования) и тренинга. Веб-тестирование - педагогически целесообразно. Оно адаптируемо под различные стандарты и учебные программы. Позволяет рассматривать и испытывать различные образы обучаемых, и различные профили их обучения. Можно ставить и проверять различные гипотезы тестирования. Методика и технология тестирования - мобильны и гибки, рентабельны и эффективны. Тестировать можно массово и дружественно для различных выборок испытуемых.

Интернет-тестирование

Бывают Интернет-системы обучения и контроля: от частичной поддержки - до полной. От частичной поддержки отдельных функций - до поддержки всех функций и полностью.

К сожалению, Интернет-тестирование имеет и некоторые психолого-педагогические отрицательные черты, и оно оторвано от человеческого и педагогического общения. Активно развивается в последнее время и мобильное обучение - КПК, смартфонов, ноутбуков и нетбуков, других компактных устройств.

Разработаны некоторые системы для такого обучения. Разрабатывается, например, система mLMS. Разрабатываются многоагентные системы, с интегрированной системой «агентов обучения». Самое слабое место Интернет-тестирования как, впрочем, и любой системы Интернет-обучения - контент. Не хватает грамотных тестологов-предметников, технологов и разработчиков таких систем.

Важную роль в адаптивном тестировании сыграло и дистанционное обучение, WWW-ориентированное обучение (WBE – Web-Based Education или WBT – Web-Based Training) с использованием различных технологий поддержки: статической (HTML-код и др.), динамической (CGI-скрипты, Java-машина или GUI–представление вопроса) и различной формой генерации заданий: по шаблону, выбором из банка, генерацией по образцу и др.

Интернет-обучение детей

Как развивать компьютерную и Интернет-грамотность маленьких детей? Сейчас обучение информационной грамотности у многих начинается с игр, «обучалок», тренажеров, виртуальных походов в музей, зоопарк и т.д. Компьютер и Интернет все больше «заменяют» маму и папу, воспитательницу.

Интернет-тестирование детей

Мультимедийные технологии помогают рисовать, использовать фотографии, графические материалы, анимацию. Многие операции – на интуитивном уровне, развивая ее. Придумать и озвучить свой видеофильм – отличный способ для развития мышления, речи учеников младшеклассников.

ЛОГО-среды развивают «конструкторское» и алгоритмическое мышление, структурируют действий детей, а, следовательно, развивают и общую грамотность. Мультимедиа-среды помогают структурировать работу ребенка.

Меняется и письменность: она с помощью компьютера «сразу» становится «взрослой», исправляются все оплошности.

Развиваются игровые технологии обучения, в частности, Интернет-квесты повышают мотивацию на обучение, воспитание «через коллектив», учащиеся всегда любят играть на уроке, раскрывать себя, принимать решения, самоопределяться.

Интернет-обучение взрослых

Андрагогика - наука о способах и методах образования взрослых. Они характерны специфическими особенностями, связанными с повышением компетентности, личностным статусом, подходящими технологиями.

Интернет-тестирование взрослых

Кто обучать взрослых сможет? – Только специалист высочайшей квалификации. К сожалению, коих сейчас очень немного. Но Интернет-обучение взрослых все же на рынке образовательных услуг представлено, особенно, так называемое открытое образование.

Эффективен синтез трех подходов в образовательном процессе для взрослых: андрагогический - на основе опыта и действий; развивающий – на основе развития способностей к базовым видам - мышлению, творчеству, коммуникации и рефлексии; контекстный – на основе новых учебных курсов учитывающих профессиональную деятельность специалиста, опыт и реальные задачи, цели обучения.

Не забыть бы: Интернет-репетирование…

Новое направление репетиторства – репетиторство с помощью Интернет. Часто называют дистанционным репетированием, онлайн репетированием, веб-репетированием – не суть важно.

В отличие от «классического», репетитор онлайн работает обычно в двух режимах: развернутые ответы по заранее подготовленному обучающимся списку вопросов и развернутый ответ по очередному вопросу, и переход затем к следующему.

Обучение – как с помощью e-mail, так и с помощью Skype, например. Удобства - налицо: ехать никуда никому не нужно; обучение индивидуальное; время и длительность обучения – регулируется самим обучающимся; онлайн репетитор – в шаговой, т.е. «щелчковой» доступности.

Годится одинаково как для детей, так и для взрослых, особенно, если вы работаете (вам некогда), можете заниматься лишь в определенное время, у вас частые командировки, ограничены в передвижении (молодая мама, престарелые родители, инвалид и т.п.), вы стеснительны (особенно из-за низкого уровня знаний).

Онлайн обучение – динамично и эффективно.

Все ли хорошо с интернет-обучением?

В начальной школе пока об эффективном использовании Интернет-обучения говорить нельзя, например, по санитарно-гигиеническим причинам пребывания в сети, возрастной психологии, отсутствия эффективных технологий обучения в таком возрасте. Даже существующие хорошие квесты здесь не помогут.

В базовой же школе (основной школе) стартового уровня в целом и в среднем тоже нет.

В профильных классах (профильной школе) Интернет-обучение реально и актуально, но пока нет профессионально подготовленных школьных тьюторов, системных администраторов в школах, плоха связь и неэффективны фильтры доступа к Интернет.

Интернет-трафик вытесняет мыслительный процесс из учебного, не оставляет времени для чтения книг (классических или электронных).

Но «толковый» обучающийся всегда извлечет пользу из образовательных возможностей Интернет.

Будущее интернет-обучения

Если все страны будут инвестировать интенсивно в образование, численность людей к 2050 году составит около 8,8 млрд. чел. Таков прогноз ученых Международного института прикладного системного анализа, Института демографии и Школы экономики и бизнеса (Вена). Образование – главный фактор, учитываемый в долгосрочном прогнозе динамики численности землян.

Образование определяющим образом влияет на экономический рост. Рассмотрена модельная ситуация: все страны свои нынешние расходы на образование не меняют, и он дал оценку численности в 9,9 млрд. чел. Оптимистический сценарий дал около 8,8 млрд. чел.

Расчёты по отдельным странам ещё более интересны: например, если Кения, начнет вкладывать по максимуму (например, как в Южной Корее) в образование, то численность кенийцев к 2050 году составит примерно 85 млн. чел., но если нет - то 114 млн.